Истерическое расстройство личности
Порой у детей или подростков может наблюдаться чрезмерно яркое эмоциональное поведение, которое окружающими взрослыми расценивается как попытка привлечь к себе внимание. Когда ребенок склонен устраивать истерики, сопровождающиеся неудержимыми рыданиями, преувеличивать ситуацию, придавать ей слишком драматический оттенок и даже приукрашивать, прибегая к фантазиям, лишь бы почувствовать себя центром своей маленькой вселенной, это может говорить о развитии истерического (гистрионического) личностного расстройства.
Причины появления такого феномена учёным точно пока не ясны. Однако существует предположение, что триггером истерической психопатии могут быть различные факторы. Это и особенности воспитания, и предрасположенность на генетическом уровне, и даже травмы головного мозга в раннем возрасте.
Что касается первого фактора, то негативно тут могут повлиять два противоположных типа взаимодействия родителей и детей: когда при воспитании ребёнок не ограничивается ни в чем, а его проступки не порицаются, или когда родители не проявляют к детям должного тепла и одобрения, в которых они остро нуждаются. В этом случае дефицит внимания сопровождается подавлением эмоций, проявления которых зачастую воспринимаются со стороны взрослых как нечто ненужное и даже смешное. Истерическое расстройство личности нередко наблюдается у детей, переживших психологическую травму или физическое насилие.
Если такое расстройство не выявить на ранней стадии, с возрастом оно начнет проявляться ярче. Подросток-истерик может обнаруживать нестабильность эмоционального состояния и неадекватное поведение. Поскольку зачастую интеллектуальный уровень не соответствует желаемому образу, в качестве компенсации используется хвастовство и ложь. При этом подросток уверен в реальности своих фантазий.
Расстройство находит отражение не только в поведении, но и во внешнем виде. Желая стать центром внимания и обсуждения в школе, подростки начинают носить вызывающую откровенную, одежду и вести себя неподобающе с учителями. Многие проявляют высокую степень эгоцентризма. Ложные намерения о самоубийстве – нередкие явления для таких юных больных.
Если окружающие принимают и мирятся с подобным поведением, состояние истерика может стабилизироваться. Однако это ещё больше усугубит ситуацию и убедит больного в том, что он может использовать свои эмоции для манипулирования другими людьми.
Подростки с истерическим расстройством личности очень нуждаются в похвале и остро реагируют на любую критику. Они быстро остывают и к каким-либо занятиям, и к людям. Поэтому только постоянная положительная поддержка способна сконцентрировать их внимание на учебе или дружбе.
Во взрослом возрасте истерикам сложно найти себя в работе. В силу особенностей личности они не могут реализоваться в профессии, где требуется высокий уровень упорства. Если они и добиваются успеха, то за счёт творческих способностей.
Взрослые, больные истерическим личностным расстройством, продолжают быть центром внимания. Эта потребность со временем становится сильнее. Часто целью является любая реакция окружающих (не обязательно положительная). Отсюда стремление выделиться, стать эпатажным, носить экстравагантные наряды и яркий макияж. Подобное обнаруживается и в поведении. Часто женщину с таким расстройством можно узнать по жеманству, неуместному флирту и провоцирующему поведению, которые окружающими воспринимаются как неадекватные и вульгарные.
Любовные отношения, как правило, начинаются ярко и стремительно, однако через какое-то время идут на спад. Всё из-за той же склонности истериков быстро терять интерес ко всему.
Такие люди очень высокого мнения о себе. Им важно вызывать аналогичное отношение у других. Поэтому они стараются прослыть эрудитами и знатоками. Часто посещают модные мероприятия, связанные с искусством, охотно ведут светские беседы и рассуждают на различные темы, на самом деле разбираясь в них лишь поверхностно. Им свойственно преувеличивать свою значимость и хвастаться знакомствами или родством с влиятельными людьми и знаменитостями. Больные истерией могут весьма искусно придумывать небылицы, погружаясь в детали. В подобной ситуации они уверены, что говорят правду. Когда обман обнаружен, не могут, однако, ответить, зачем врали.
Поведение больных, подверженных этому типу истерии, в принципе сродни театрализованному представлению. Слишком глубокая грусть, слишком яркая радость, горькие слёзы и неудержимый смех. Показные проявления эмоций во всём. Именно этим и объясняется современное название расстройства – гистрионическое, то есть в переводе с латинского – «актерское».
Влюбчивость и стремление получить признание повсеместно делает больных, страдающих ИРЛ, лёгкой мишенью для различного рода мошенников. Им нетрудно что-то внушить. Они часто идут на поводу у недобросовестных знакомых, теряя деньги и имущество.
Желание привлечь внимание любым путём, пусть даже с помощью сочувствия или жалости, становится причиной своеобразного отношения истериков к своему здоровью. Придуманные диагнозы и имитация всевозможных симптомов усложняют не только взаимоотношения с близкими, но и мешают увидеть реальную картину специалистам. Именно поэтому беседа с больным как метод исследования может не дать желаемого результата. Поставить диагноз и выбрать эффективную стратегию психотерапии помогает наблюдение за поведением истерика. Кроме того, важную роль в этом занимает работа с членами семьи. Именно благодаря родственникам чаще всего врачу удается воссоздать полную картину ситуации, в которой находится больной, и оказать помощь.
Однако стоит понимать, что пациенты с истерическим расстройством личности могут демонстрировать свое поведение и по отношению к лечащему врачу. Это могут быть всё те же манипуляции, игра и попытки соблазнения. Поэтому при выборе специалиста стоит учитывать его опыт и профессионализм в этом вопросе.
Лечением разного рода расстройств занимается семейная клиника психического здоровья «Результат» в Новосибирске. Здесь работают высококвалифицированные психологи и психотерапевты, способные грамотно поставить диагноз, найти глубинные причины проблемы, облегчить состояние пациента и наладить их взаимодействие с окружающим миром.